Статьи о бхакти-йоге
Истоки философии танца, или Как танец может избавить нас от всех страданий


Автор: Агнивеша дас

Дата публикации: 20.04.2019

В «Натьяшастре» (записанной в V в. до н.э.) Бхарата Муни, мастер первого в мире театра, в первой главе описывает генезис драматургии (Натьи). В целом это произведение раскрывает вопрос возникновения искусства в человеческой цивилизации. Когда миновала Сатья-юга, во время которой правил прародитель человечества Сваямбхува, люди стали падки до чувственных удовольствий, погрязли в плотских желаниях и жадности, и одолели их зависть и гнев, а счастье их смешалось с горем. И тогда полубоги, во главе с громовержцем Индрой, пришли к Брахме, вторичному творцу Вселенной, и молвили: «Мы хотим нечто, что можно было бы услышать и увидеть. Поскольку существующие Веды (Знания) не должны достигать слуха тех, кто рожден простолюдинами, соблаговоли создать другую Веду, которая будет принадлежать всем сословиям». 

Брахма погрузился в медитацию и создал Натьяведу («натья» означает «драма», «представление», «ритуал», «танец»), которая могла быть исполняема лишь в виде танца.

Он создал «Пятую Веду», которая соответствовала религиозности и процветанию, содействовала славе, содержала добрые советы и мудрые изречения, давала наставления грядущим поколениям, обогащала учениями всех писаний и охватывала все 64 искусства и ремесла. Он взял лучшее из каждой Веды: взял речь, или декламацию, из Ригведы, которая была посвящена полубогам; пение из Самаведы, которая была посвящена предкам; мимику, девять основных настроений из Атхарваведы, которая была посвящена традициям; и театральное представление — из Яджурведы, которая была посвящена людям.

Позже Брахма обучил этому искусству драматургии мудреца Бхарату Муни с его ста сыновьями и поручил им принести этот дар на Землю, чтобы распространить среди всех людей. Премьера состоялась на планете Брахмы (Брахмалоке) — в ознаменование победы Индры над демонами.

Описание самого первого появления танца приводится Маркандеей Риши для правнука Кришны Ваджранабхи в «Вишну-дхармоттара-пуране», в третьей части этого произведения, где в главах с 20 по 34 Маркандея говорит о танце и драматургии. Этот рассказ получил название «Нритта-сутра». Изучение 64 искусств начинали с искусства прозы и поэзии, потом вокала (пения), потом шла игра на музыкальных инструментах, потом танец, потом искусство театральной постановки и т.д. И Ваджранабха, правнук Кришны, прежде чем установить Божества во Вриндаване, изучал эти искусства. Расскажу эту историю с подробностями из «Девибхагавата-пураны» (9 глава), комментария Мадхвачарьи на «Махабхарату» и самой «Махабхараты» (3 книга, 87 глава).

На заре Творения, после Вселенского Потопа, Вишну создал уподобившийся своим сиянием Солнцу лотос, в котором спал Брахма, и четырех мальчиков, олицетворённых Вед, а из ушей Вишну также появилась две капли ушной серы. Эта сера приняла форму двух демонов, которых назвали Мадху (Сладостный), так как эта капля была сладкая, и Кайтабха (Твёрдый), поскольку капля была твёрдой как лёд и кислой к тому же. Мадху олицетворяет собой невежество (тамас) и порождённое тамасом материальное знание, а Кайтабха — страсть (раджас) и порождённые раджасом естественные науки. Эти знания и науки становятся опасными, когда отвергают знание о Боге. Именно эти два демона сеют в умах современных людей бесконечные сомнения (самшая). Самшая («сама» — «одинаково», «шая» — «спать»), сомнения появляются, когда разум спит, не работает, как нужно.

Оказавшись в водах Вселенского Океана, они быстро выросли. Они поняли, что без аскез не добиться ничего желанного. Тысячу лет они совершали аскезы и перед ними явился Брахма. И так как бессмертия, как такового, он не мог им дать, то они испросили себе могущества умереть только по своему желанию. Брахма дал им это благословение. За это время появились другие живые существа, и Мадху с Кайтабхой обзавелись семьями.

Брахма изучил Веды три раза. В конце концов, он устал, а Веды в этот момент решили прогуляться. Когда мы расслабляемся, нужно быть осторожными, так как два демона приносят с собой страсть и невежество, которые воруют у нас духовное знание. В это время Мадху и Кайтабха и выкрали Веды.

Брахма организовал пышное жертвоприношение, и в результате из огня вышел Господь Хаягрива («хая» означает «лошадь», а «грива» — «шея») вместе со Своей супругой Лакшми, богиней процветания. Брахма поведал Господу Вишну о своём горе: «Веды — это мои глаза, без них я совсем не знаю, что делать. Будь милостив, верни их мне обратно!» Хаягрива тут же спустился на дно Вселенского Океана. Лакшми заметила, что Её супруг не идёт, а двигается каким-то изумительным, изящным образом. Он бросился в битву с демонами. Долго длилось сражение, однако казалось, что демоны не устали, а просто развлекаются.

Другое имя Хаягривы — Вишвамбхара, который пришёл в наш век в образе Господа Чайтаньи. Он пришел, чтобы защитить нас от невежества и страсти. Защита, которую Он дал нам, это могущественные звуки Святого имени, садху-санга — постоянное общение со святыми людьми, свободными от сомнений, и… танец. В своем комментарии на песню Лочана даса Тхакура «Парама-каруна» А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада объясняет: «Господь Чайтанья и Господь Нитьянанда предложили метод, практика которого приносит только радость, — нужно просто петь и танцевать. «Дорогой брат, прошу тебя, просто поклоняйся Господу Чайтанье и Господу Нитьянанде с твердой верой! — обращается поэтому Лочана дас ко всем. — Не думай, что не достигнешь желанной цели, если будешь просто петь и танцевать. Так ты обязательно достигнешь её»…

Ведические писания описывают Шиву как Натараджа, или Повелителя танца. Однако пять тысяч лет назад Шива признал, что настоящие король и королева танца — это Натарани и Натарадж, то есть Радха и Кришна. Господь Чайтанья принял настроение Натарани, чтобы дать людям этого века лучшее лекарство воспевание Святых имен Харе-Кришна в танце, в кругу преданных. Это лекарство освобождает от сомнений, избавляет от страсти и невежества и дарует ни с чем не сравнимую радость.