Статьи о бхакти-йоге
Когда «родились» Кришна и Баларама?
Дата публикации: 22.04.2019
В Бхагавад-гите (4.9) Шри Кришна говорит: «Хотя Я нарождённый и Мое трансцендентное тело нетленно, хотя Я повелитель всех живых существ, в каждую эпоху силой Своей внутренней энергии Я появляюсь в этом мире в Своем изначальном духовном облике». Давайте же немного заглянем в эту тайну божественного явления Шри Кришны и Шри Баларамы.
Чтобы определить даты Их рождения нужно начать с даты, которая нам известна. Согласно общепринятым астрологическим расчётам, дата ухода Кришны из этого мира 18 февраля 3102 года до н.э. Также мы соберём все данные и некоторые недостающие подробности из комментариев ачарьев и также комментария Мадхвачарьи на «Махабхарату» (который русскоязычный мир увидел в переводе с санскрита и толкованиями Гададхары Пандита даса под названием «Тайны Махабхараты»).
Для простоты обсуждения этой темы мы возьмём современный порядок ведических месяцев с первого по двенадцатый:
1) Чайтра (चैथ) — (март-апрель), 2) Вайшакха (वैशाख) — (апрель-май), 3) Джьештха (ज्येष्ठ) — (май-июнь), 4) Ашадха (अषाढ) — (июнь-июль), 5) Шравана (श्रवण, सावन) — (июль-август), 6) Бхадрапада (भादो) — (август-сентябрь), 7) Ашвина (अस्विन) — (сентябрь-октябрь), 8) Карттика (कार्तिक) — (октябрь-ноябрь), 9) Маргаширша (मार्गशीर्ष) — (ноябрь-декабрь), 10) Пауша (पूस) — (декабрь-январь), 11) Магха (माघ) — (январь-февраль), 12) Пхальгуна (फागुन) — (февраль-март).
Пять тысяч лет назад не было григорианского и юлианского календаря и, соответственно, юлианских названий месяцев, которые используются сейчас. И также ведические месяцы в отношении нашего календаря за многие сотни лет сильно смещаются из-за айанамши, разницы между подвижным (Европейский календарь, использующий тропический Зодиак) и неподвижным Зодиаком (Ведический календарь). Поэтому нельзя сказать точно, что, например, месяц Чайтра в 3102 году до н.э. начинался 22 марта, а заканчивался 20 апреля, как это принято на сегодняшний день. Однако мы примем, что месяц Чайтра длился с 22 марта до 20 апреля. И если в будущем по этому вопросу будут общепринятые коррекции относительно календаря с 3102 года до н.э., то они будут учтены.
Согласно Махабхарате (Ади-парва):
эвам йудхиштхираш чапи айур аштоттарам шатам арджунат кешаво джйештхах шадбхир масаир маха-бхуджах
«Таким образом, Юдхиштхира прожил 108 лет. Могучерукий Господь Кешава был старше Арджуны на шесть месяцев».
Из этого следует, что Шри Кришна ушёл с Земли в возрасте 106 лет и шести месяцев.
Из комментариев Мадхвачарьи на «Махабхарату» в 13-й главе («Тайны Махабхараты») и на «Шримад-Бхагаватам» (1.12.12), подтвержденный ссылкой на Падма-пурану, мы узнаём, что Шри Кришна в возрасте 88 лет начал двенадцатилетнее жертвоприношение, на котором Он поклонялся Самому Себе, показав миру пример религиозности. Чтобы руководить тем жертвоприношением Он проявился в лице Вьясадевы и Парашурамы. Таким образом к Своему столетию Шри Кришна завершил это жертвоприношение.
В главе 13, в стихах 10-12, говорится: «Эпоха деградации, Кали-юга, формально началась в тот день, когда Дурьодхана был сражён в битве Бхимасеной. Но вопреки этому на последующие 36 лет Шри Кришна воссоздал в мире благоденствие Золотого века, Крита-юги (Сатья-юги)». То есть, сразу после ухода Шри Кришны началась Кали-юга, и в это же время Царь Парикшит взошёл на престол. Тем самым Царь Парикшит очень смягчил начало Кали-юги, о чём мы читаем в 17 главе Первой Песни «Шримад-Бхагаватам». После ухода царя Парикшита в лесу Наймишаранья, святом месте, собрались великие мудрецы во главе с мудрецом Шаунакой, чтобы совершить великое тысячелетнее жертвоприношение для удовлетворения Господа и Его преданных, а также приостановить влияние века Кали, о чем мы читаем «Шримад-Бхагаватам» (1.1.4).
В первом стихе Маушала Парвы «Махабхараты» говорится, что Юдхиштхира видел плохие предзнаменования из-за ухода Кришны с земли: «Минуло тридцать шесть лет (со времени битвы на Курукшетре), и радость рода Куру, Юдхиштхира, стал замечать зловещие знамения». Если учесть, что Пандавы правили 36 лет, и что на 14-й день светлой половины месяца Маргаширша (начинающемся 22 ноября и оканчивающемся 21 декабря), когда звезды Криттика и Рохини выстроились в ряд, было назначено начало битвы на поле Курукшетра, то эта битва состоялась 6 декабря 3138 года до н.э. И Кришне было 70 лет.
В Бхавишья-пуране (11.6.25) сказано: «Когда Господь Кришна провёл на Земле 100 лет и 25 сезонов риту (1 сезон риту равняется двум месяцам, а 25 сезонов — это 50 месяцев, т.е. 4 года и 2 месяца), Брахма вместе с другими полубогами обратился к Всевышнему Господу Хари с молитвами, призывая Его к скорому возвращению в личную божественную обитель. После этого события минуло еще два года и четыре месяца, прежде чем Джанардана (Кришна) действительно отправился в Свою высшую обитель». Всего получается 106 лет и 6 месяцев.
В статье «Размышляя над возрастом Кришны» мы более подробно обсудим, почему фактический возраст Кришны перед тем, как Он покинул нашу Вселенную был 106 с половиной лет, а не 125, как это упоминается, например, в «Шримад-Бхагаватам» (11.6.25).
Итак, Шри Кришна явился в этом мире в 3208 году до н.э. В «Хари-вамше» (2.4.11) сказано: «Яшода и Деваки родили одновременно, будучи на восьмом месяце беременности, который называется незавершённым (асампурна)».
Из «Шримад-Бхагаватам» (10.3.5) мы узнаём: «Затем, когда наступил подходящий момент для появления Господа на свет, во Вселенной воцарились благость, красота и мир. На небе взошло созвездие Рохини и такие звезды, как Ашвини. Солнце, Луна и другие звезды и планеты были исполнены покоя. Все вокруг дышало умиротворением; в безоблачном небе мерцали прекрасные звезды»…
В своём комментарии Шрила Прабхупада пишет: «По случаю рождения Господа Кришны во всей Вселенной произошла смена времен года. Кришна родился в сентябре, но казалось, что на дворе весна. Было очень прохладно, хотя и не зябко, а реки и другие водоемы выглядели так, словно наступил сезон шарат, то есть осень. Обычно лотосы и лилии цветут днем, но хотя Кришна явился в полночь, все лотосы и лилии распустились и ветер был наполнен их ароматом».
Также об этом говорится в 11-й главе «Гарга-самхиты»: «В этот месяц Бхадра, в течение восьмой титхи второй темной половины месяца, когда Меркурий, Телец и Рохини взошли над горизонтом, а планеты находились в харшана-йоге, в середине ночи, когда всё было покрыто тьмой, а Луна сияла в ночном небе, у Васудевы и Деваки родился Господь Хари, как жертвенный огонь появляется из деревянных дощечек аруни».
То есть, мы узнаём, что Кришна явился по лунному календарю в месяц Бхадрапада (месяц начинается с 23 августа и заканчивается 22 сентября), когда на небе и восходит звезда Рохини в восьмой день убывающей Луны (в восьмой день тёмной половина месяца Бхадра, наиболее благоприятный титхи, сутки лунного календаря) в полночь.
Согласно книги «Сампрадая-паддхати» (3.209) Хришикеши Тиртхи, прямого ученика Мадхвачарьи:
симха-масе ту рохинйа йутам кришнаштамим пуман
упошйа мадхйа-ратре ча пуджайан нандананданам
«Когда Солнце входит в созвездие льва, и наступает Кришна-аштами, восьмой день убывающей Луны, в который посреди ночи на небе восходит звезда Рохини, в тот день следует праздновать явление Шри Кришны, возлюбленного сына Нанды. Преданный должен постится в течение всего дня, а затем в полночь предложить Шри Кришне церемонию поклонения».
Вадираджа Тиртха пишет (комментарий «Бхава-пракашика»): «Когда явился Господь Кришна, был месяц Бхадрапада по лунному календарю, однако Солнце и Юпитер находились в созвездии Льва. Следовательно, хотя с точки зрения лунного календаря шёл месяц Бхадрапада, с точки зрения солнечного календаря был месяц Шравана (согласно положению Солнца, шёл месяц Льва, или Симхамаса). Восьмой день убывающей Луны месяца Бхадра наступил на месяц раньше.
Поэтому в Падма-пуране (Уттара-кханда, 245.35) мы находим, что Кришна родился на восьмой день убывающей Луны в месяц Шравана (как мы видим, это имеется ввиду по солнечному календарю).
Итак, Шри Кришна явился на Земле в восьмой день убывающей Луны месяца Бхадрапада 3208 года до н.э. Если учесть 106 лет и 6 месяцев пребывания Шри Кришны на Земле, то это указывает на — полночь 18 августа 3208 года до н.э., как на день явления Шри Кришны (как это праздновалось по всему миру, например, в 2014 году). По положению Солнца, шёл месяц Льва, Шравана, а по лунному календарю был 8-й день убывающей Луны, Бхадра-кришнаштами (интересная игра слов: темная половина месяца называется «кришна», и также теперь этот день можно называть этим словом, в честь Кришны, который родился в этот день; «аштами» — это «восьмой день», а «бхадра» — это название месяца Бхадрапада, и «бхадра» значит «благоприятный», «превосходный», и этот день, в который родился Кришна, был самым благоприятным в этом месяце).
И мы действительно видим, беря за эталон фаз Луны август 2014 года, что с 10 по 25 августа 2014 была убывающая Луна, и 18 августа как раз её 8-й день.
Также в «Хари-бхакти-виласе» (15.262-264) цитируются слова Шри Кришны из «Бхавишйоттара-пураны», где Шри Кришна говорит о Своем явлении Махараджу Юдхиштхире: «О собравшиеся люди! Когда Солнце вошло в созвездие Симхи (Льва) в 8-й день двух недель убывающей Луны месяца Бхадры, когда было облачно, а Луна была в доме Вришабха (Тельца) и соединилась со звездой Рохини, Я явился в середине ночи из лона Деваки как сын Васудевы. Таким образом, Моё явление, известное как Джанмаштами-врата, стало праздноваться по всему миру. В этот день ты также должен праздновать это событие с почтением к богине Дурге. Ты можешь начать этот праздник в Maтхуре, и так он постепенно распространяется по всему миру».
Джива Госвами в «Гопала-чампу» (1.6.36-38) говорит: «Нанда снова заговорил: „Пожалуйста, проверьте хорошие и плохие признаки для моего сына“. Когда он сказал, Гарга, наполненный силой Брахмана, засмеялся и рассмотрел хорошие и плохие признаки ребенка. Эти указания были описаны в астрологическом тексте под названием „Кха-маникья“ („Небо рубина“). Луна, Марс, Меркурий и Сатурн в экзальтации („воодушевлённые“, астрологический термин). Асцендент (восходящим знаком) является Телец. Юпитер находится в Рыбах, одиннадцатом доме. Солнце находится во Льве, Венера находится в Весах, а Раху — в Скорпионе. Это восьмой лунный день тёмной Луны (убывающей Луны).
Рождение произошло в полночь в среду под созвездием Рохини. В это время родился лотосоподобный Кришна, Парам Брахма. Луна была в Тельце, Меркурий был в Деве, Сатурн был в Весах, а Марс был в Козероге. Поскольку ваш сын родился в год под названием Вишвавасу, Вселенная и Васу будут довольны им». Вишвавасу — это название 39-го года в шестидесятигодичном цикле Юпитера, и астрологами сам этот год считается очень благоприятным. Астрологи по этому описанию могут легко составить натальную карту, персональный гороскоп Кришны, построенный на момент рождения. Также в «Лагху-вайшнава-тошани», в комментарии на «Шримад-Бхагаватам» (10.3.1). Джива Госвами приводит такой стих: «Луна, Меркурий, Сатурн и Марс были расположены в созвездиях Тельца, Девы, Весов и Козерога соответственно, и все они отчетливо находились в экзальтации. Сын Нанды родился в год Вишвавасу, и вся Вселенная стала прекрасной из-за того, что Он был доволен».
Джива Госвами в своём комментарии на Десятую Песнь «Шримад-Бхагаватам» пишет: «Баларама старше Кришны на короткое время — алпа-кала». Шрила Санатана Госвами в своём комментарии «Ваишн̣ава-тошан̣и» также пишет, что разница в Их возрасте ати-алпа-калам эва — очень короткое время.
Джива Госвами раскрывает много замечательных подробностей в «Гопала-чампу», например, в стихе 1.3.22: «Тогда это был месяц Джьештха (месяц с 22 мая — по 21 июня). Видя, что Рохини была на третьем месяце беременности, Яшода ощущала великое счастье» (не очень понятно только, на какой хотя бы неделе этого месяца она находилась).
Далее Джива Госвами говорит о том, что Кришна и младшая сестра Кришны (та, что появится позже в дворце Камсы, как Дурга, и та, что позже появится во Врадже, как Субхадра) вошли в сердце Нанды, а затем в сердце Яшоды в восхитительное полнолуние вечера месяца Магха (кришна-пратипад магха — первый день убывающей Луны, 16-й день месяца). Это произошло после того, как Нанда Махарадж с Яшодарани соблюдали двадашу-врату в течении года. А затем Нанда Махарадж увидел дивный сон, и в нём был младенец голубого цвета, который летел по небу, за ним девочка золотистого цвета. Оба ребенка вошли в сердце Нанды Махараджа, а из сердца они вошли в лоно Яшодарани.
В 26-м стихе говорится, что тогда, на седьмом месяце, Йогамайя по приказу Господа Кришны перенесла Балараму из лона Деваки в лоно Рохини (таким образом соединяя две личности — Балараму, как сына Рохини Рохининандану и Балараму, как сына Деваки, Девакинандану). И, что в четырнадцатый месяц, месяц Шравана, когда благоприятная звезда Шравана соединились с Луной, радостная Рохини родила красивого сына, славного со всеми трансцендентными признаками. (В это время и празднуется явление Господа Баларама после Джхулана-ятры, когда звезда Шравана соединяется с Луной в пурниму (полнолуние), и через семь дней, на восьмой, в благоприятный день кришна-аштами месяца Бхадрапада празднуется явление Шри Кришны).
В 27-м стихе говорится о явлении Кришны: «Несколько дней спустя, в восьмой месяц, было ясно, что рождение произойдет. Мудрецы даже сейчас объясняют это следующим образом: «Во время двадцать восьмой юги цикла Вайвасвата-манвантара, в начале Кали-юги, в восьмой лунный день ослабевшей Луны в месяц Бхадрапада (месяц с 23 августа по 22 сентября), в среду (замечательно, даже указывается день недели — среда, за который отвечает Меркурий (Буддха, сын Чандры, дарующий мощь ума — Буддха послужил Господу, даровав Ему свои „благословения“) во время благоприятной астрологической йоги под названием Харшана, Верховной Личность Бога, прогоняя прочь тьму этого мира, появился в этом мире, чтобы восхитить Нанду и Яшоду» (с кришна-пратипада, 16-го дня месяца Магха до кришна-аштами, 23-го дня месяца Бхадра, прошло семь месяцев и 7 дней беременности).
В 29-м стихе: «Хотя медитация появляется в Сатья-югу, жертвоприношение (ягья) появляется в Трета-югу, поклонение божествам появляется в Двапара-югу и в Кали-югу появляется воспевание, хотя весной жасмин цветет, хотя манго появляется летом, воды становятся ясными только осенью, хотя урожай появляется зимой, хотя цветок кунды появляется в холодное время года, хотя лотос расцветает днем, хотя планеты становятся благоприятными только в соответствии с астрологическими писаниями и хотя Господь проявляется только силой Гуру, под влиянием Кришны все это произошло в это и то же время. Яшода рожает, не зная о рождении».
В стихах 30-31 мы читаем, что полубоги сделали эту ночь очень благоприятной и красивые звезды сияли в небе. Облака громыхали и разбрызгивали дождевую воду. В тот день красота осени была гостем на земле. В то время не в свой сезон цвели цветы мадхави («Весница весны» — цветёт в начале весны бело-розовыми и бело-жёлтыми цветами), джати (жасмин), кетака (золотистый цветок), кумуда («Дающий радость», белый лотос) и амбуджа (голубой лотос) в четырёх направлениях, источая чудесный аромат.
Далее описывается, что Васудева принес из Мадхуры в Гокулу своего сына Девакинандану. Яшода и Деваки родили одновременно Яшоданандана Кришну в Гокуле и Девакинандану Кришну в Матхуре. И после этого Яшода родила дочь, Йогамайю (внутренняя энергия духовной иллюзии). Девакинандана Кришна принял четырёхрукую форму и сказал: «Немедленно отнеси Меня в Гокулу и положи возле Яшоды!» Когда Васудева принёс своего сына в Гокулу, то Йогамайя скрыла Яшоданандану Кришну и сделала так, что Яшода родила во сне и не просыпалась до утра. И, подобно реке, которая впадает в океан, Девакинандана Кришна вошёл в Яшоданандану Кришну.
Итак, Васудева оставил сына и взял новорождённую дочь Яшоды и отнёс к Деваки, так как Камса должен был смилостивиться, узнав, что восьмым ребёнком у Деваки родилась дочь, а не сын, что само по себе отменяет пророчество, по которому Камсу должен был убить восьмой сын Деваки. В 39-м стихе: «Когда Йогамайя покинула Врадж ради Матхуры (когда Васудева взял ее), то Врадж освободился от иллюзии. Когда это произошло? Это случилось, когда Верховный Господь появился во Врадже». Как объясняет Гоур Говинда Свами в «Матхура встречается с Вриндаваном», Васудева взял Махамайю (внешнюю энергию иллюзии), а Йогамайя осталась в Гокуле в незримом облике. Так был обманут Камса. А во Врадже все праздновали явление Кришны…
На 14-м месяце в пурниму месяца Шравана явился Шри Баларама. Это, согласно положению Луны, был в месяц Шравана. Выясним в каком положении было Солнце.
В Джьештха начался третий месяц беременности, прибавим ещё 11 месяцев и получим, что это было в конец месяца Вайшакха либо в месяц Джьештха. Согласно комментарию Мадхвачарьи на «Махабхарату» (3 гл., стихи 106-110), когда Бхиме было два месяца, у Рохини, жены Васудевы, родился Баларама. В третий месяц Джьештха. Когда Балараме исполнилось три месяца, у Деваки явился Шри Кришна. Из всего выше сказанного мы можем понять, что Мадхвачарья говорит о времени явления Шри Баларамы, по солнечному календарю, исходя из положения Солнца. Итак, полнолуние (пурнима) месяца Шранана наступило на два месяца раньше.
Баларама явился в том же году, как и Шри Кришна, в 3208 до н.э. на семь дней раньше. В среду в полночь 18 августа 3208 года до н.э. произошло явление Шри Кришны. По положению Солнца, шёл месяц Льва, Шравана, а по лунному календарю был восьмой день убывающей луны месяца Бхадрапада. Таким образом, Шри Баларама явился в полдень10 августа 3208 года до н.э. (как это праздновалось по всему миру, например, в 2014 году). И мы видим, что по лунному календарю это действительно было в полнолуние (пурнима, если брать за эталон лунные фазы августа 2014 года) месяца Шравана. По положению Солнца был месяц Джьештха (месяц с 22 мая — по 21 июня), как это описывает Мадхвачарья. (Шри Кришна родился в среду, а это значит, что Баларам явился во вторник, за который отвечает Марс (Картикея), дарующий силу и отвагу. Картикея смог послужить Господу, даровав Ему свои «благословения»).
Фактическая разница в возрасте Шри Кришны и Шри Баларамы составляет восемь дней по лунному календарю, и Солнце по Их воле встало так, словно эта разница равна трём месяцам и полностью отвечало Их желанию. Шри Баларама явился в полнолуние месяца Шравана, а Шри Кришна после этого через семь дней, на восьмой день убывающей луны месяца Бхадрапада. Это просто невероятное чудо! А также это полностью запутало не только демонов, таких, как Камса, но и некоторых современных ученых.
Теперь, читая «Шримад-Бхагаватам», например, восьмую главу Десятой Песни, мы понимаем, что с такой небольшой разницей в возрасте Гаргамуни мог провести очистительный обряд имянаречения сразу двум сыновьям царя Нанды…
Шри Кришна говорит в Бхагавад-гите (4.9): «Тот, кто знает божественную природу Моего явления и деяний, никогда больше не рождается в материальном мире. Покинув тело, он достигает Моей вечной обители, о Арджуна». Размышляя и обсуждая эти темы, однажды мы заметим, что словно заново родились и от наших тревог не осталос