НАШИ ПРИНЦИПЫ
Философия и практика вайшнавов
 

Главные вопросы

 

Кто я?

В любом живом существе, что особенно проявлено в человеке, живет три глубинных желания:

1) никто не хочет умирать,
2) все хотят знать,
3) и все хотят быть счастливыми.

Согласно Ведам, это три глубинные потребности исходят из самой духовной природы души, состоящей из трех качеств: сат (вечность), чит (сознание, знание) и ананда (счастье, блаженство). "Я" и являюсь этой духовной душой, частицей Бога, которая путешествует по этому миру, меняя тела подобно тому, как водитель меняет старые автомобили на новые или человек меняет старые одежды на новые.

Эти три желания указывают на противоположную
этому миру (духовную) природу души или атмы, и не исходят из её опыта или опыта кого-то вокруг:

1) жизнь любого человека (и не только) гарантировано закончится - и с этой точки зрения желание жить вечно просто алогично;

2) тело и материя вокург лишены сознания;

3) этот мир полон страданий по своему устройству: начиная от мелких проблем с постоянной борьбой за выживание, 3 видами неминуемых страданий в процессе жизни (адхибхаутика - от других живых существ, адхиатмика - от своего тела и ума, адхидайвики - природы вокруг), заканчивая 4 главными страданиями - джанма-мритью-джара-вьядхи ("рождение, старость, болезни и смерть").

 Другими словами, Веды говорят о 3 противоположных духу качествах материи: асат (временный), ачит (бессознательный, отсутствие знания), нирананда (то, где отсутствует счастье).

  Человек, подобно мускусному оленю, постоянно чувствует этот "запах" вечности, знания и счастья где-то рядом, и пытается его найти в этом мире, погружаясь в страстную погоню, пытаясь избежать болезней и смерти, изучая мир вокруг, не понимая, что этот "аромат" исходит из его глубинной духовной природы.  

Вторая глава одного из основных ведических писаний "Бхагавад-гиты" подробно описывает природу души:  

देहिनोऽस्मिन्यथा देहे कौमारं यौवनं जरा ।
तथा देहान्तरप्राप्तिर्धीरस्तत्र न मुह्यति ॥ २.१३ ॥

дехино ’смин йатха дехе
каумарам
йауванам джара
татха
дехантара-праптир
дхирас татра на мухйати

Воплотившаяся в теле душа постепенно меняет тело ребенка на тело юноши, а затем на тело старика, и точно так же после смерти она переходит в другое тело. Трезвомыслящего человека такая перемена не смущает. (Бхагавад-гита, 2.13)  

नासतो विद्यते भावो नाभावो विद्यते सतः ।
उभयोरपि दृष्टोऽन्तस्त्वनयोस्तत्त्वदर्शिभिः ॥ २.१६ ॥

насато видйате бхаво
набхаво видйате сатах
убхайор апи дршто ’нтас
тв анайос таттва-даршибхих  

Мудрецы, узревшие истину, пришли к заключению о бренности несуществующего [материального тела] и о неизменности вечного [души]. Они сделали этот вывод, тщательно изучив природу того и другого. (Бхагавад-гита, 2.16)


अविनाशि तु तद्विद्धि येन सर्वमिदं ततम् ।
विनाशमव्ययस्यास्य न कश्चित्कर्तुमर्हति ॥ २.१७ ॥

авинаши ту тад виддхи
йена сарвам идам
татам
винашам авйайасйасйа
на кашчит картум архати

Знай же: то, чем пронизано материальное тело, неразрушимо. Никто не может уничтожить бессмертную душу.  (Бхагавад-гита, 2.17)

न जायते म्रियते वा कदाचि-न्नायं भूत्वा भविता वा न भूयः ।
अजो नित्यः शाश्वतोऽयं पुराणोन हन्यते हन्यमाने शरीरे ॥ २.२० ॥

на джайате мрийате ва кадачин
найам
бхутва бхавита ва на бхуйах
аджо нитйах
шашвато ’йам пурано
на ханйате ханйамане
шарире  

Душа не рождается и не умирает. Она никогда не возникала, не возникает и не возникнет. Она нерожденная, вечная, всегда существующая и изначальная. Она не гибнет, когда погибает тело. (Бхагавад-гита, 2.20)  


वासांसि जीर्णानि यथा विहाय नवानि गृह्णाति नरोऽपराणि ।
तथा शरीराणि विहाय जीर्णा-न्यन्यानि संयाति नवानि देही ॥ २.२२ ॥

васамси джирнани йатхавихайа
навани грхнати наро ’парани
татхашарирани вихайа джирнанй
анйани самйати навани дехи

Как человек, снимая старые одежды, надевает новые, так и душа входит в новые материальные тела, оставляя старые и бесполезные. (Бхагавад-гита, 2.22)

Согласно "Бхагавад-гите", душа относится к высшей живой самосознающей энергии Бога, тогда как материя к низшей "мертвой" энергии. Каждая душа индивидуальна и остается таковой вечно (Б.-г. 2.12), вне зависимости от своего временного нахождения в материальном мире или освобождения и возвращения домой, к Богу, в духовный мир.

Материальный мир представляет собой сочетание эти двух энергий Бога - живых душ и мертвой материи.

 

Кто такой Бог?

Бог - это высшее живое существо, личность, Абсолютная Истина и источник духовного и материального миров.

Как источник абсолютно всего - Бог один, и не может быть речи о "нашем" или "вашем" Боге. В тоже время, будучи безграничным и бесконечным, Господь имеет безграничное количество проявлений и качеств, согласно которым у Него может быть безграничное количество имен.

Шрила Прабхупада часто говорил о том, что недостаточно просто сказать "Бог велик", но необходимо постараться понять, насколько Он велик. Сделать это можно, начав изучать священные писания, особенно Веды, в которых величие Господа раскрывается наиболее полно.

Каковы имена Бога? Какова обитель Бога? Какова деятельность Бога? Есть ли у Бога друзья? Если Бог любит, то как это проявляется и насколько сильна Его любовь? Всё это и многое другое в деталях рассказанно в Ведах Самим Господом и великими святыми мудрецами и преданными Бога.

एतां विभूतिं योगं च मम यो वेत्ति तत्त्वतः ।

सोSविकल्पेन योगेन युज्यते नात्र संशयः ॥ १०.७ ॥

этам вибхутим йогам ча
мама йо ветти таттватах
со ’викалпена йогена
йуджйате натра самшайах

 Тот, кто действительно постиг Мое величие и мистическое могущество, посвящает всего себя чистому преданному служению; в этом нет и не может быть никаких сомнений. ("Бхагавад-гита", 10.7)

अहं सर्वस्य प्रभवो मत्तः सर्वं प्रवर्तते ।

इति मत्वा भजन्ते मां बुधा भावसमन्विताः ॥ १०.८ ॥

ахамсарвасйа прабхаво
маттахсарвамправартате
ити матвабхаджанте мам
будхабхава-саманвитах

Я источник всех духовных и материальных миров. Все исходит из Меня. Мудрецы, постигшие эту истину, служат и поклоняются Мне всем сердцем. ("Бхагавад-гита", 10.8)

Веды
приоткрывают много сокровенных знаний о Боге, в том числе и то, что само понятие "Бог" далеко не в полной мере дает представление о Нем. Понятие "Бог", в том представлении в котором имеем его мы, относится только к Его взаимоотношениям с этим миром. Бог - это творец материального мира, тот, кто его поддерживает, без чьей воли и травинка не шолохнется.

Другими словами, понятие "Бог" появляется лишь при Его соприкосновением с этим миром, но Он не занят только тем, что следит за тем, как мы ходим в туалет, спим, работаем, выгуливаем свою собаку или занимаемся всеми другими делами в этом временном мире. Неужели кто-то думает, что Бог наш слуга, который только тем и занят, как обеспечивать наши сомнительные наслаждения в этом мире? Нет, согласно Ведам, чтобы выполнять все эти функции, Господь выделяет часть части своей части, по имени Маха-Вишну, который и творит эту "песочницу" для нас с вами, под названием материальный мир.   

Сам же изначальный вечный безграничный Господь в Своем изначальном облике вечно наслаждается отношениями любви в Своей обители со Своими бесчисленными преданными, не связанный абсолютно ничем, кроме любви Своих преданных.

Ведическое писание, которое величие ачарьи (учителя) прошлого и сами Веды называют "сливками Вед" "Шримад-Бхагаватам" (1.3.28) говорит:


एते चांशकला: पुंस: कृष्णस्तु भगवान् स्वयम् ।

эте чамша-калах пумсах кришнас ту бхагаван свайам

Все перечисленные воплощения представляют собой либо полные части, либо части полных частей Господа, однако Господь Шри Кришна - изначальная Личность Бога.

Этот стих является парибхаша-сутрой или самым главным стихом всего священного писания. Из Бога исходят множество форм, но бхагаван свайам или Сам Бог имеет двурукую форму и главное Его имя - Кришна ("Всепревлекающий").

Развернутое Объяснение имени Кришна дает "Махабхарата" (Удйога-парва, 71.4):

кришир бху-вачаках шабдо
наш ча нирврити-вачак
ахтайор аикйам парам брахма
кришна итй абхидхийате

Слог «криш» указывает на притягательную природу Господа, а слог «на» означает духовное наслаждение. Если к глагольному корню «криш» добавить суффикс «на», получится слово «Кришна» — имя Абсолютной Истины.


Рис. "Кришна - изначальная Личность Бога"

Понимание Бога как Всепревлекающий Высшей Личности (Кришны) открывает глубинное понимание всех религий и традиций, а внимательное изучение "Бхагавад-гиты" позволит понять волю Бога по отношению к нам и как приблизиться к Нему.

В «Брахма-Самхите» форма Кришны подробно описана одной из наиболее выдающихся личностей во вселенной — Брахмой. Спустя тысячи лет, проведенных в медитации, Брахма встретился с Кришной лицом к лицу. Брахма, переполненный духовным блаженство, рассказал во всех подробностях о том, что он видел.


венум кванантам аравинда-далайатакшам
бархаватамсам аситамбуда-сундарангам
кандарпа-коти-каманийа-вишеша-шобхам
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами

Я поклоняюсь Говинде, изначальному Господу, искусно играющему на флейте, чьи глаза раскрываются, как лепестки лотоса, чья голова украшена пером павлина, чья великолепная прекрасная фигура цветом похожа на синюю тучу, и чья не знающая себе равных красота очаровала миллионы богов любви.

"Брахма-самхита" 5.30

ангани йасйа сакалендрийа-вритти-манти
пашйанти панти калайанти чирам джаганти
ананда-чинмайа-сад-уджджвала-виграхасйа
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами

Я поклоняюсь Говинде, изначальному Господу, чья трансцендентная форма исполнена блаженства, истины, реальности и самого ослепительного блеска. Каждая часть Его трансцендентного тела способна в полной мере выполнять функции любой другой части, и Он постоянно поддерживает и проявляет бесконечные вселенные, как духовные, так и материальные, и заботится о них.

"Брахма-самхита" 5.32

Великие святые пронесли знание о Господе Кришне через непрерывную цепь духовных учителей. Они вдохновляют нас попробовать следовать предписанным методам и ощутить безграничное счастье, увидев Бога (Кришну) самим.

Это не просто вопрос веры или теоретических философских рассуждений - это вопрос практики и реального духовного опыта. Пусть сознания Кришны не является "ещё одной религией", а универсальной практикой, позволяющей увидеть Бога таким, какой Он есть.

Как же можно познать Бога? Сам Господь говорит в "Бхагавад-гите", как легче всего приблизиться к Нему:

भक्त्या मामभिजानाति यावान्यश्चास्मि तत्त्वतः ।

ततो मां तत्त्वतो ज्ञात्वा विशते तदनन्तरम् ॥ १८.५५ ॥

бхактйамам абхиджанати
йаван йашчасми таттватах
тато мамтаттвато джнатва
вишате тад-анантарам

Постичь Меня, Верховную Личность Бога, таким, какой Я есть, можно только с помощью преданного служения. И когда благодаря преданному служению все сознание человека сосредоточивается на Мне, он вступает в царство Бога.

"Бхагавад-гита" 18.55

मन्मना भव मद्भक्तो मद्याजी मां नमस्कुरु ।

मामेवैष्यसि सत्यं ते प्रतिजाने प्रियोऽसि मे ॥ १८.६५ ॥

ман-манабхава мад-бхакто
мад-йаджимамнамаскуру
мам эваишйаси сатйамте
пратиджане прийо ’си ме

Всегда думай обо Мне, стань Моим преданным, поклоняйся Мне и почитай Меня. Так ты непременно придешь ко Мне. Я обещаю тебе это, ибо ты Мой дорогой друг.

"Бхагавад-гита" 18.65

सर्वधर्मान्परित्यज्य मामेकं शरणं व्रज ।

अहं त्वां सर्वपापेभ्यो मोक्षयिष्यामि मा शुचः ॥ १८.६६ ॥

сарва-дхарман паритйаджйа
мам экам шаранам враджа
ахам твам сарва-папебхйо
мокшайишйами ма шучах

Оставь все религии и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих грехов. Не бойся ничего.

"Бхагавад-гита" 18.66

Эти наставления являются заключительным словами "Бхагавад-гиты". Если деятельность Господа по созданию и поддержанию этого мира является Его милостивым ответом на наше с вами желание, то в этих стихах Господь говорит уже  о Своём желании. 

Принцип любых отношений, особенно если мы говорим о любви, заключается в том, что мы узнаем о желаниях объекта своей любви и стараемся исполнить их. 

Ничего не меняется и в отношениях с Верховной Личностью Бога. А главное желание Господа, о чем говорят все религии и святые - чтобы мы вернулись к Нему.    


 

Цель вайшнавизма

Каждая религия ставит некоторую цель. Так, многие направления в индуизме стремятся к обретению мокши – освобождению от страданий, или слиянию с Абсолютом. Однако вайшнавизм четко связывает цель с познанием различных аспектов Бога. Согласно «Бхагавата-пуране» («Шримад-Бхагаватам»), существуют три аспекта Его постижения:

  • Брахман – безличный аспект Абсолютной Истины.
  • Параматма – Бог в сердце каждого живого существа.
  • Бхагаван – Верховная Личность Бога, высший объект поклонения.

Первый аспект дает лишь приблизительное понимание – как гора, находящаяся далеко, часто сливается с небом, и порой не видно четкой границы между ними.

Второй более подробно описывает Бога – мы как бы подошли к горе и отчетливо видим ее.

Третий описывает Его подробно – мы как бы поднимаемся по горе и видим все в мельчайших деталях: растительность, птиц, животных, живущих на ней.

Именно тот, кто постиг Брахман – первый, самый отдаленный аспект Господа, – получает освобождение. Однако вайшнавские писания предупреждают об опасности достижения этой цели.

Во-первых, слияние с безличным сиянием Господа не соответствует природе живых существ, которые не могут существовать без деятельности; поэтому достигшие этого положения через некоторое время вновь падают в материальный мир и получают в нем тела, чуждые духовной душе. Во-вторых, блаженство, которого можно достичь, осознав безличный Брахман, слишком мало и не идет ни в какое сравнение с тем, которое испытывает преданный, созерцая Личность Бога. Именно поэтому цель вайшнавизма – вечная жизнь в блаженстве (ананде) служения Верховной Личности Бога в духовном мире, находящемся за пределами материального мироздания.

 

Духовная практика и образ жизни гаудиа-вайшнавов

Основным методом духовного совершенствования гаудиа-вайшнавов является воспевание Святых Имен Бога. На это обращал особое внимание Шри Чайтанья Махапрабху, великий святой и реформатор Индии XVI века.

Шри Чайтанья подчеркивал необходимость бхакти (преданного служения), любви к Богу на пути поклонения и осознания Бога. Основываясь на авторитете предыдущих учителей, Он придавал особое значение совместному воспеванию Святых Имен Бога (киртан). Таким образом человек помогает не только себе (как при повторении Святых Имен на четках), но и всем окружающим, кто его слышит.

Согласно философии вайшнавизма, Святые Имена Бога обладают особенной силой и могуществом – наделять каждого возможностью почувствовать присутствие Господа в Его Имени. Шри Чайтанья считал, что кульминацией духовной жизни и повторения Святых Имен есть установление личностных отношений с Верховной Личностью Бога.

В соответствии с теологией вайшнавизма именно в личностном проявлении Бога наиболее выражены Его духовные качества. Господь активно вмешивается в ход событий этого мира и отвечает на молитвы преданных, и одновременно – в своем трансцендентном бытие – Он всегда пребывает вне пределов материального времени и пространства. Разные ипостаси и аспекты единого Бога соответствуют разным Святым Именам, главными из которых для вайшнавов являются Вишну (Вездесущий) и Кришна (Всепривлекающий).

Все гаудиа-вайшнавы придерживаются четырех регулирующих принципов духовной жизни:

  1. Не употребляют в пищу мясо, рыбу и яйца (вайшнавы являются лакто-вегетарианцами, поскольку употребляют в пищу все виды молочных продуктов);
  2. Не употребляют одурманивающие и наркотические вещества, включая табак, чай и кофе;
  3. Не участвуют в азартных играх;
  4. Не вступают в сексуальные отношения вне в брака.

Основные убеждения гаудиа-вайшнавов таковы:

  • Путем искреннего взращивания настоящей духовной науки мы сможем освободиться от беспокойств и достичь состояния чистого, бесконечного и счастливого сознания в этой жизни.
  • Мы не являемся этим телом. Мы бесконечные духовные души, неотъемлемые частицы Господа Кришны. Мы все являемся братьями, а Господь – наш общий Отец. Мы верим в переселение души (реинкарнацию).
  • Кришна вечен, всезнающ, вездесущ, всемогущ и всепривлекающ. Он Отец, дающий семя всем живым существам, и Он поддерживающая энергия всего космического творения. Он также известен под такими именами, как Аллах, Будда и Иегова.
  • Абсолютная истина содержится в Ведах, самых древних писаниях в мире. Суть Вед изложена в «Бхагавад-Гите», дословной записи слов Кришны. «Бхагавад-Гита» - единственное в мире теистическое произведение, поведанное Богом от первого лица. В нем многие стихи начинаются со слов: «шри бхагаван увача» т.е. «Верховная Личность Бога сказал…»
  • Человек может получить Ведическое знание от истинного духовного учителя – человека, который свободен от эгоистических мотивов и чей ум сосредоточен на Кришне.
  • Человек совершает все поступки как подношение Кришне и не делает ничего для собственного чувственного наслаждения. Перед тем как принимать пищу, преданные Кришны предлагают Ему- собственноручно приготовленные вегетарианские блюда. После такого ритуала пища становится освященной т.е. не имеет кармических последствий для вкушающего («Karma free food»).

Рекомендуемым средством для достижения стадии зрелой любви к Господу в этот век Кали, или век ссор, является воспевание Святых Имен Господа. Самым простым методом для большинства людей является воспевание Харе Кришна Маха-мантры:

Харе Кришна
Харе Кришна
Кришна Кришна
Харе Харе
Харе Рама
Харе Рама
Рама Рама
Харе Харе