Цепь ученической преемственности
 

Шесть Госвами Вриндавана

Рупа Госвами, Санатана Госвами, Гопала Бхатта Госвами, Рагхунатха дас Госвами, Джива Госвами, Рагхунатха Бхатта Госвами
 
В глубоком почтении я склоняюсь перед шестью Госвами – Шри Рупой Госвами, Шри Санатаной Госвами, Шри Рагхунатхой Бхаттой Госвами, Шри Рагхунатхой дасом Госвами, Шри Дживой Госвами и Шри Гопалой Бхаттой Госвами, – которые отвергли любое общение со знатью, считая его бессмысленным. Чтобы спасти несчастные обусловленные души, они отреклись от всего, оставив себе лишь набедренные повязки. Однако, хотя они и ведут образ жизни нищих, они всегда погружены в океан экстатической любви гопи к Кришне и постоянно купаются в его волнах
В глубоком почтении я склоняюсь перед шестью Госвами – Шри Рупой Госвами, Шри Санатаной Госвами, Шри Рагхунатхой Бхаттой Госвами, Шри Рагхунатхой дасом Госвами, Шри Дживой Госвами и Шри Гопалой Бхаттой Госвами, – которые тщательно изучили богооткровенные писания, желая ради блага всего человечества установить вечные религиозные принципы. Почитаемые в трех мирах, они – истинное прибежище для всех живых существ, поскольку охвачены чувствами гопи и поглощены трансцендентным любовным служением Радхе и Кришне
("Шри-Шри Шад-госвамй-аштака", стихи 4 и 2)
 

Шрила Рупа Госвами

Шрила Рупа Госвами родился в 1489 году в Карнатаке, Южная Индия. Он был младшим братом Шрилы Санатаны Госвами. Движимый различными обстоятельствами, Шрила Рупа Госвами и Санатана Госвами должны были работать на мусульманское правительство Бенгалии, возглавляемое Навабом Хуссейном Шахом. Рупа Госвами носил мусульманское имя Дабир Кхас и занимал должность премьер-министра. Хотя у него был большой достаток и престиж, он никогда не забывал Господа Шри Кришну. Еще до встречи с Шри Чайтаньей Махапрабху Рупа Госвами слыл знатоком шастр и прославился за свою эрудицию и преданность. В 1514 году Рупа и Санатана встретили Шри Чайтанью Махапрабху и получили от него инициацию. Рупа ушел с правительственной службы и провел 10 дней, слушая Его наставления о философии сознания Кришны. Шри Чайтанья Махапрабху сказал Рупе Госвами поехать во Вриндаван и выполнить следующие наставления:
  1. Обнаружить забытые места времяпрепровождений Господа Кришны;
  2. Установить Божества Господа и организовать служение Им;
  3. Писать книги о сознании Кришны;
  4. Обучать правилам преданной жизни.
Сначала Рупа Госвами испытывал много сложностей, выполняя пожелания Господа Чайтаньи. Но однажды, когда Рупа сидел на берегу реки Ямуны, обдумывая свою миссию, красивый мальчик подошел к нему и стал спрашивать о причинах его уныния. Рупа Госвами объяснил свое состояние. Тогда мальчик повел его на небольшой холм. «Внутри этого холма, – сказал Он, – есть прекрасное божество Говиндадевы». Божество было спрятано, чтобы уберечь Его от мусульманских захватчиков. На следующий день Рупа Госвами привел группу людей из деревни и попросил их перекопать холм. Божество Говинды было выкопано. Рупа Госвами затем построил великолепный храм под покровительством императора Акбара и Ман Сингха Амберского. Шри Говиндадеве сейчас поклоняются в Джайпуре (Раджастан).
Рупа Госвами выполнил все четыре задачи, возложенные на него Господом Чайтаньей, включая написание множества книг по сознанию Кришны. Он покинул этот мир в 1564 году. Преданные выражают ему свое почтение, посещая его самадхи (усыпальницу) во дворе храма Радхи-Дамодары во Вриндаване.
 

Шрила Санатана Госвами

Шрила Санатана Госвами родился в 1488 году в Западной Бенгалии. Он был старшим братом Шри Рупы Госвами. Они обучались в Сакурме, деревушке недалеко от Гауды (столицы Бенгалии). Братьев заставили работать министрами в правительстве Наваба Хуссейна Шаха в Рамекели. Санатана был известен под именем Сакара Маллик и он был назначен министром финансов.
В 1514 году Санатана Госвами встретил Шри Чайтанью Махапрабху в Рамекели и получил от него инициацию. Он постепенно стал снимать с себя правительственные обязанности и, избежав тюремного заключения, направился в Бенарес, где и встретил Шри Чайтанью Махапрабху. Шри Чайтанья Махапрабху раскрыл Санатане учение о бхакти, преданном служении, и дал ему следующие наставления:
  1. Писать книги о преданном служении;
  2. Установить должный этикет вайшнавов;
  3. Устанавливать Божества и надлежащим образом служить Им;
  4. Восстановить потерянные святые места для паломников во Вриндаване.

 

Шри Гопала Бхатта Госвами

В 1510 году, когда Шри Чайтанья Махапрабху путешествовал по Южной Индии, семья Вьенкаты Бхатты, уважаемого служителя храма Шрирангама, была удостоена чести принимать у себя Господа на протяжении четырех месяцев сезона дождей. Гопал, семилетний сын Вьеканты Бхатты, служил Господу Чайтанье постоянно и развил в себе сильную любовь к Нему. Когда Господь Чайтанья собрался уходить, Вьенката Бхатта упал в обморок, а глаза Гопалы Бхатты наполнились слезами, полными любви. Ради Гопалы Бхатты Господь Чайтанья согласился остаться еще на несколько дней. В это время Шриле Гопале Бхатте Госвами было видение, в котором Шри Чайтанья Махапрабху предстал перед ним как Господь Кришна, Верховная Личность Бога, и сказал, что Гопала встретит во Вриндаване двух преданных – Рупу Госвами и Санатану Госвами, лидеров движения Господа Чайтаньи. Когда Гопала Бхатта очнулся от транса, ему захотелось сразу же поехать во Вриндаван. Шри Чайтанья Махапрабху попросил его остаться и служить своим родителям. Гопала Бхатта продолжил изучать риторику, поэтику, веданту и грамматику санскрита у своего дяди Прабодхананды Сарасвати, великого преданного Господа Чайтаньи. Когда его родители умерли, Шри Гопала Бхатта Госвами поехал во Вриндаван, где с любовью встретил Рупу Госвами и Санатану Госвами.
Когда Господь Чайтанья услышал, что Гопала Бхатта Госвами находится во Вриндаване, Он был очень доволен и отправил тому Свои личные вещи, так как Гопала Бхатта служил Ему. Господь также отправил для него письмо с указанием помочь Рупе и Санатане Госвами собирать трансцендентную литературу. Шрила Гопала Бхатта Госвами с трепетом принял эти наставления от Господа, и позже привлек своего последователя Шринивасу Ачарью к служению – поручил ему принести эти рукописи в Бенгалию.
Однажды, на пути к реке Гандак, Шрила Гопала Бхатта Госвами завладел двенадцатью шалаграма-шилами (особое Божество, воплощение Господа в форме камня). Шалаграма-шилы попали в кувшин, когда он наполнял его водой из реки. Когда же он попытался вернуть камни в воду и снова набрать кувшин, Они снова туда попали. Гопала Бхатта принял это как милость Господа и решил принести Их во Вриндаван.
Однажды Шрила Гопала Бхатта Госвами почувствовал необходимость служения муртиГоспода Кришны. На следующее утро он увидел, что одна шалаграма-шила превратилась в прекрасное Божество. Шрила Гопала Бхатта Госвами назвал божество Радха-Раман, что значит «Тот, кто услаждает Радху». Он установил служение Радха-Рамане, и Его храм до сих пор является одним из самых посещаемых паломниками мест во Вриндаване.
 

Шрила Рагхунатха дас Госвами

Шрила Рагхунатха дас Госвами является вечным освобожденным спутником Господа Кришны, который явился для того, чтобы присоединиться к Господу, который явил Себя пятьсот лет назад в лице Шри Чайтаньи Махапрабху.
Будучи сыном очень богатого землевладельца, Рагхунатха не проявлял никакого интереса к мирским вещам. Его единственным желанием было стать последователем Господа Чайтаньи и посвятить себя преданному служению Богу. Видя с самого детства дух самоотречения у Рагхунатхи, семья пыталась удержать его дома любыми способами, в том числе с помощью охранников. Каким-то образом Рагхунатхе удалось сбежать из-под пристального внимания охраны в Джаганатха-Пури, чтобы служить Господу Чайтанье.
Жизнь Рагхунатхи в Пури была полностью погружена в трансцендентное сознание. В «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Антья, 309-310) Кришнадас Кавираджа Госвами пишет: «Кто способен перечислить бесконечные трансцендентные качества Рагхунатхи даса? Строгие правила, по которым он жил, были как будто высечены на камне. Рагхунатха дас тратил больше двадцати двух часов на повторение маха-мантры Харе Кришна и медитацию на лотосные стопы Кришны. На еду и сон он отводил около полутора часов, а иногда и того меньше».
Тема, касающаяся его самоотречения, просто замечательна. На протяжении всей жизни он никогда не удовлетворял свой язык. Он никогда не притрагивался ни к какой одежде, кроме небольшого куска оторванной ткани, и когда он кушал, он продолжал укорять себя за это.
Рагхунатха дас Госвами служил Господу Чайтанье шестнадцать лет в Джаганатхе-Пури. После того, как Господь оставил этот мир, Рагхунатха поехал во Вриндаван, где он жил много лет возле святого озера Радха-кунда. Его бхаджан-кутир или место служения, все еще существует там.
 

Шрила Джива Госвами

Шрила Джива Госвами был сыном Шри Валлабхи и племянником Шри Санатаны и Шри Рупы, все они работали на Хуссейна Шаха. Благодаря щедрым вознаграждениям Хуссейн Шаха за службу, их домохозяйство было всегда очень изобильным.
Когда Шри Чайтанья Махапрабху прибыл в Рамакели, Шри Джива был благословлен и получил даршан Господа, хотя и был еще ребенком в то время. Махапрабху отметил его как будущего великого ученика Гаудия-сампрадаи. Хотя Шри Джива был еще маленьким, он постоянно медитировал на Шри Чайтанью.
Позже, когда его отец и дяди отреклись от семейной жизни для того, чтобы быть рядом с Махапрабху, Шри Джива остался со своей матерью в семейном дворце в Фатеябаде. Джива очень скучал по отцу и дядьям, и когда он вспоминал их или Шри Чайтанью, он терял сознание.
Пока Шри Джива рос, он принял на себя служение Божествам Шри Шри Раме-Кришне. Он аккуратно Их наряжал, предлагал Им бхогу (пищу) и арати (подношение разных благоприятных предметов), служим Им со всей внимательностью. Даже игры, в какие бы он ни играл, были связаны с занятиями Шри Кришны.
Обучаясь у местных пандитов (ученых), он преуспел в грамматике, поэтике и риторике. Его учителя отмечали его незаурядный интеллект.
Когда Шри Джива узнал, что его отец отошел в мир иной на берегах реки Ганги, он не находил себе места. Члены семьи и друзья пытались утешить его, но у них ничего не получалось. Семейная жизнь стала источником беспросветного уныния. Некоторые советовали ему поехать в Навадвипу и увидеть Господа Нитьянанду. Так он выдвинулся в Навадвипу с группой паломников. Все в Навадвипе были рады видеть племянника Шри Рупы и Шри Санатаны.
Шри Джива провел несколько дней с Нитьянандой Прабху, побывал на девяти островах Навадвипы, чтобы посетить святые места, где Господь проявлял себя. Затем по наставлению Нитьянанды Прабху он решил идти в Каши (Варанаси). В Каши он изучал веданту под руководством Шри Мадхусуданы Вачаспати, последователя Сарвабхаумы Бхаттачарьи. Выводы веданты содержатся в «Шримад-Бхагаватам» и были изложены Шри Чайтаньей Махапрабху Сарвабхауме Бхаттачарье в Пури, а он, в свою очередь, поведал их Мадхусудане Вачаспати, который открыл школу в Каши.
Отсюда Шри Джива отправился во Вриндаван, где принял прибежище у лотосных стоп своих двух дядей: Шри Рупы и Шри Санатаны. Джива остался со Шри Рупой, который начал обучать его науке, изложенной в «Шримад-Бхагаватам». После инициации божественной мантрой, Рупа привлек его к служению Шри Радхе-Дамодаре.
Видя, что Джива быстро делает выводы из «Шримад-Бхагаватам», Шри Рупа занял его служением по редактированию своей книги «Бхакти-расамрита-синдху». Шри Санатана Госвами составил «Вайшнава-тошани», комментарий к Десятой песни «Шримад-Бхагаватам», которую он также отдал ему на редактирование. По наставлению Шри Санатаны, Шри Джива составил комментарий на это произведение под названием «Лангху-тошани». Его работы, наряду с работами Шри Рупы и Шри Санатаны, Шри Гопалы Бхатты, Шри Рагхунатхи даса, Шри Кришнадасы, Шри Кашишвары Пандита и Шри Мадху Пандита, полностью очаровали разумных людей того времени.
Это было началом золотого века во Вриндаване. Шри Джива регулярно приносил воду для омовения для Шри Рупы и Шри Санатаны. Он массировал им головы с маслом, чистил их ашрамы, служил Божествам и редактировал их рукописи. После смерти Шри Рупы и Шри Санатаны, Шри Джива продолжил традиции, которые они установили.
Однажды Шри Джива путешествовал до Агры, чтобы подискутировать с Раджпутами по поводу славы рек Ямуны и Ганги. Он заявил, что Ямуна более величественна, чем Ганга, так как Ганга исходит из лотосных стоп Кришны, в то время как Ямуна – это Его собственная супруга. Могольский император был очень доволен таким объяснением и хотел подарить ему что-то. Шри Джива ответил, что он примет чистые листы бумаги. Так император подарил Дживе несколько листов бумаги. В то время бумага была большой редкостью и большинство рукописей писалось на листьях растений.
Существует также легенда, что однажды могольский император (возможно, Акбар) захотел даровать что-то Госвами Вриндавана, они попросили издать фарман (указ), что ни одно живое существо не будет убито во Врадже. Как результат этого – ни один король больше не будет охотиться в данной местности.
Шри Джива Госвами очень почитал последователя Локанатхи Госвами – Нараттама Даса Тхакура Махашаю, последователя Шри Гопалы Бхатты Госвами – Шринивасу Ачарью прабху, и последователя Чайтаньи Махапрабху – Шри Шьямананду прабху. Под его опекунством они изучили всю литературу, написанную Госвами. Позднее он отправил их проповедовать это знание в Бенгалию. Шрила Джива Госвами написал много книг. Он отошел в мир иной в 1618 году во Вриндаване.
 

Рагхунатха Бхатта Госвами

Рагхунатх Бхатта Госвами (1505-1579)1 по многим причинам является наиболее загадочным из всех шести Госвами. Хотя Чайтанйа Махапрабху считал Рагхунатха Бхатту непревзойденным среди вайшнавов певцом, поваром и декламатором "Шримад-Бхагаватам", сведений об этой необычной личности сохранилось очень мало. Рагхунатх Бхатта Госвами был единственным из Госвами Вриндавана, не оставившим литературных трудов, которые могли бы восполнить недостаток информации о нем.2 Известно, что его род вел свое происхождение из Восточной Бенгалии, однако, генеалогия до сих пор остается не выясненной, в отличие от биографии Дживы Госвами и его знаменитых дядей Рупы и Санатана.
Исторические хроники свидетельствуют, что в 1503 году отец Рагхунатха Бхатты, Тапан Мишра, по просьбе Чайтанйи Махапрабху переехал в Бенарес.3 Известно также, что это произошло за два года до рождения сына. Таким образом, большей частью исследователей Чайтанйа-вайшнавизма 1505 год признан годом рождения Рагхунатха Бхатты. Эту дату можно получить и другим способом: когда вернувшийся из Вриндавана в Пури Шри Чайтанйа Махапрабху прибыл в Бенарес (приблизительно в 1514 году) Рагхунатху Бхатте было только девять лет.
Шри Чайтанйа приехал в Бенарес, чтобы увидеться со своими выдающимися преданными, таким как Чандрашекхар (врач) и Тапан Мишра. Кроме того, Он посещал Бенарес для того, чтобы громить философов-майавади (широко распространенных в городе) и давать наставления Санатану Госвами. Но наиболее значительным событием за время этого краткого визита Шри Чайтанйи в Бенарес было смиренное служение Ему маленького мальчика, который впоследствии стал одним из ближайших Его последователей по имени Рагхунатх Бхатта Госвами.
Находясь в Бенаресе, Учитель поселился в семье Чандрашекхара и ежедневно принимал прасад в доме Тапана Мишры. Когда бы Чайтанйа Махапрабху ни появлялся у Тапана Мишры, маленький Рагхунатх Бхатта с волнением подходил к Нему и просил самого простого служения. Шри Чайтанйа позволял мальчику растирать Его ноги и мыть за Ним посуду. Хотя исполнение этих обязанностей доставляло Рагхунатху Бхатте огромное наслаждение, два месяца спустя его служение завершилось, поскольку Шри Чайтанйа решил возвратиться в Свою резиденцию в Пури.
Когда Чайтанйа Махапрабху покинул Бенарес, сын Тапана Мишры не находил себе места и постоянно вспоминал свои любовные отношения со Шри Чайтанйей. Только в этих воспоминаниях он находил утешение. Несколько лет спустя памятование о встречах со Шри Чайтанйей постепенно переросло в неодолимое желание воссоединиться с Господом. Он с нетерпением ждал дня, когда повзрослеет настолько, что сможет отправиться в Пури служить Господу постоянно.
В возрасте двадцати лет Рагхунатх Бхатта (со слугой, который нес его багаж) наконец, покинул Бенарес, держа путь в Пури. По дороге Рагхунатх Бхатта решил предпринять продолжительное путешествие по Бенгалии, где повстречал казначея по имени Рамдас. Хотя Рамдас состоял на службе у правителя-мусульманина, он был великим преданным Господа Рамачандры (инкарнации Кришны) и чрезвычайно сведущим в ведических писаниях.7
Рамдас отрекся от привязанности к миру и шел в Пури, чтобы предать свою жизнь Господу. Поскольку Рагхунатх Бхатта и его слуга также направлялись в Пури, и с той же целью, они решили путешествовать вместе. Понимая, что Рагхунатх Бхатта - это возвышенный преданный, Рамдас стал просить позволения нести поклажу Рагхунатха у себя на голове и служить ему многими другими способами. Получив разрешение, он совершал разнообразное служение Рагхунатху, массируя его стопы и выполняя любое поручение.
Но Рагхунатх Бхатта отличался удивительным смирением и не мог позволить, чтобы другая личность считала его достойным принимать служение. "Ты - уважаемый человек, - говорил он Рамдасу, - и я не вижу причины, по которой ты должен служить такой падшей личности, как я. Давай путешествовать на равных в мире и согласии"
Однако, Рамдас возразил: "Я - шудра, самая падшая душа. Служить брахману - мой долг и религиозная заповедь. А потому, пожалуйста, оставь сомнения. По своему положению я - твой слуга, и когда я служу тебе, мое сердце ликует."9 Получив дозволение, Рамдас и дальше нес багаж Рагхунатха Бхатты и служил ему всевозможными способами. Исполняя это, он неустанно и вдохновенно воспевал святое имя Господа Рамачандры.
В конце концов, путники достигли Пури и встретились со Шри Чайтанйей Махапрабху. Рагхунатх Бхатта в величайшем смирении припал к лотосным стопам Господа. Когда он поднялся, Шри Чайтанйа обнял Рагхунатха Бхатту, хорошо понимая, кто стоит перед Ним. Затем Господь спросил его об отце и Чандрашекхаре. Рагхунатх Бхатта заверил Махапрабху, что с ними все в порядке.
"Это хорошо, что ты пришел в Пури, - сказал Шри Чайтанйа Рагхунатху Бхатте. - А сейчас ступай в храм и взгляни на лотосоокого Господа Джаганнатху. Когда вернешься, мы вместе примем прасад." Затем Шри Чайтанйа представил Рагхунатха Бхатту всем другим преданным во главе со Сварупом Дамодаром, выполняющим особое служение Госвами.
Шри Чайтанйа, являл Рагхунатху Бхатте особую милость, ежедневно вкушая с ним прасад, позволяя служить себе и давая наставления об извечных истинах Вед. В это время Рагхунатху Бхатте Госвами часто приходилось готовить пищу для Шри Чайтанйи, и постепенно он стал необычайно искусным поваром. Говорили, что все, приготовленное им, имело вкус божественного нектара. Шри Чайтанйа высоко ценил блюда Рагхунатха Бхатты. Хотя Учитель отличался взыскательностью к пище, прасад, приготовленный Рагхунатхом Бхаттой Госвами, он принимал всегда и вкушал его с большим удовольствием. После того, как Учитель заканчивал трапезу, Рагхунатх Бхатта съедал остатки пищи с Его тарелки. Тем самым он явил миру, что служа возвышенным душам и принимая остатки их пищи, можно достичь высочайшего духовного прогресса.
Восемь месяцев спустя, Шри Чайтанйа повелел Рагхунатху Бхатте вернуться домой, в Бенарес, чтобы находиться рядом с престарелыми родителями. Видя духовный уровень, достигнутый Рагхунатхом Бхаттой, и его тягу к отречению, Учитель посоветовал ему не вступать в брак, который увел бы его в сторону от поставленной цели. Кроме того, Шри Чайтанйа просил Рагхунатха Бхатту изучать "Шримад-Бхагаватам" под руководством чистого вайшнава, достигшего совершенства в любви к Богу. Говоря это, Махапрабху снял Свои кантемалы и с любовью надел их на шею Рагхунатху Бхатте. "Когда-нибудь вновь возвращайся в Пури". С этими словами он обнял Рагхунатха Бхатту, из глаз которого покатились слезы
Прибыв в Бенарес, он выполнил наказ Шри Чайтанйи, верно служа своим родителям-вайшнавам. Слушая "Шримад-Бхагаватам" из уст осознавшей себя личности, (имя которой осталось неизвестным), Рагхунатх Бхатта вскоре стал мастером декламации. Служение родителям и погружение в "Бхагаватам" на протяжении четырех лет было его жизнью и душой, вплоть до того дня, когда мать и отец оставили этот мир. Ничто больше не удерживало Рагхунатха Бхатту в Бенаресе, и он вернулся в Пури, желая вновь без остатка предаться лотосным стопам Шри Чайтанйи Махапрабху.
Как и в первый раз, Рагхунатх Бхатта служил Шри Чайтанйе в течение восьми месяцев. Когда этот короткий период миновал, он вновь покинул Пури, получив наказ, ставший миссией его жизни. "Мой дорогой Рагхунатх, - сказал Шри Чайтанйа, - иди во Вриндаван. Следуй Моим наставлениям и вручи себя заботам Рупы и Санатана Госвами. Живя во Вриндаване, постоянно воспевай Харе Кришна маха-мантру и читай "Шримад-Бхагаватам". Тогда Шри Кришна, Верховная Божественная Личность, очень скоро одарит тебя Своей милостью."
Затем Шри Чайтанйа обнял Госвами и Своей милостью умножил его экстатичную любовь к Кришне. Затем Он дал Рагхунатху Бхатте несколько орехов бетеля (разновидность перца) и длинную гирлянду из листьев туласи, снятую с Божества Джаганнатхи. Госвами бережно хранил эти святыни и поклонялся им, как подаркам Шри Чайтанйи.
С благословения Шри Чайтанйи Рагхунатх Бхатта покинул Джаганнатха Пури и направился во Вриндаван. Прибыв туда, он вручил себя опеке Рупы и Санатана Госвами, доставив им большое удовольствие и явив достойный подражания пример. Вскоре он принял прибежище Божества Рупы Госвами, Говиндадева, а какое-то время спустя имел несколько богатых учеников, готовых финансировать строительство величественного храма в честь Господа Говинды. Рагхунатх собственноручно изготовлял украшения для Божества, включая флейту и комплект серег в форме акулы. Кроме того, он быстро снискал любовь всех жителей Вриндавана благодаря восхитительной декламации "Бхагаватам".
Рагхунатх Бхатта имел обыкновение воспевать "Шримад-Бхагаватам" на три или четыре различные мелодии. В другое время он повторял Харе Кришна маха-мантру. Когда Рагхунатх Госвами начинал декламацию, он сам и его слушатели лишались чувств от любви к Богу. Рассказывали, что время от времени его пение внезапно обрывалось, особенно в момент, когда в состоянии транса Рагхунатх Бхакта начинал проявлять признаки экстаза. Преданные изумлялись этому зрелищу - слезы, трепет, дрожащий голос. Тело Рагхунатха покрывалось гусиной кожей, и он терял сознание от избытка трансцендентных эмоций.
Принимая во внимание, что Рагхунатх Бхатта Госвами, в первую очередь, известен, как непревзойденный декламатор "Шримад-Бхагаватам", остаток этой главы будет посвящен разъяснению уникальной природы этого гигантского сочинения из восемнадцати тысяч стихов. "Бхагаватам" разделена на двенадцать песней, каждая из них олицетворяет определенную часть тела Господа. Две первые песни - Его лотосные стопы, третья и четвертая - Его бедра, пятая - талия, шестая - грудь, седьмая и восьмая - две сильных руки Господа, девятая - Его шея, а особая, десятая, песнь, описывающая сокровенные игры Кришны - Его улыбающееся лицо, одиннадцатая песнь - лоб Господа, а двенадцатая - Его корона.