Цепь ученической преемственности
 

Шрила Бхактивинод Тхакур

Духовный учитель Гауракишора даса Бабаджи

 

Вся жизнь Шрилы Бхактивиноды Тхакура была посвящена служению Шри Кришне, Верховной Личности Бога.

По тому, какое благо принесла его деятельность миру, её можно сравнить только с грандиозной деятельностью Самого Шри Чайтаньи и шестерых Госвами.

Его духовная деятельность и божественные писания оказали громадное влияние на разумных и образованных людей и зародили веру в возвышенные наставления и заповеди Господа Чайтаньи. 

Шрила Бхактивинода Тхакур явился в этот мир в 1838 году в исторической провинции Надия в деревне Бирнагар в зажиточной бенгальской семье Раджи Кришнананды Датты. Родители дали ребенку имя Кедаранатх Датта.

Он рос в богатом семействе дедушки, в Бирнагаре —  красивой и процветающей деревне, которую населяли счастливые и беззаботные жители. Всюду, на садовых тропинках и возле бассейнов (гхат), звучали  смех,  музыка, стихи и сказки. Шри Кедаранатх был любим и обласкан, он легко заводил друзей среди домочадцев и деревенских жителей.

Будучи чрезвычайно разумным ребенком, он дружил и со многими взрослыми, задавая им массу вопросов. Особую пытливость он проявлял в сфере духовной – более всего он расспрашивал о природе Божественного и природе живого существа, а также о взаимоотношениях того и другого. К сожалению,  его  вопросы  вызывали большей частью непонимание, смущая тех, к кому они относились.

Его необычайный писательский дар проявлял себя с раннего детства. Чтобы услышать Рамайану или Махабхарату он мог отправиться куда угодно. С шести  лет он исследовал  факты и истории этих эпосов. А когда ему исполнилось девять, он приступил к изучению астрологии.

Десятилетного Шри Кедаранатха переполняли вопросы духовного плана,  он задавал их самым разным людям — скульптору, ваяющем божество Дурги, мусульманину, охраняющему казну его деда, своему школьному учителю,  дяде и многим другим. Он описал эти беседы в своей автобиографии, в свойственной ему исключительно занятной и яркой манере сказителя. В его сердце чувствовалась твердая вера в единую личность Господа, он знал, что Им должен быть Рама или Кришна. С малых лет он был  увлечен повторением имени Рама.

В одиннадцать лет Шри Кедаранатх покинул отчий дом, а в двенадцать, согласно выбору матери, уже был женат на своей первой супруге, дочери Шри Мадхусудан Митры. Говоря об обстоятельствах своей детской супружеской жизни (нередкой в те далекие дни) он уподоблял ее  «игре в куклы». И все же, воспринимая ситуацию в таком свете, он, тем не менее, ей не противился.

Свое первичное образование он получил в Санскрит толе (начальная школа), где его обучили санскриту, бенгали и арифметике. Позже, когда мальчику исполнилось семь лет, дед, Шри Мустофи Махашай, отправил его  в  английскую среднюю школу  Кришнанагара.  Шри Кедаранатха отличался знанием английского языка, получая поощрения и награды, а также демонстрировал успехи в чтении и декламации, не менее преуспевая в бенгали и математике.

Когда ему было тринадцать лет, умер его отец, и Кедаранатх переехал в Калькутту (столицу тогдашней британской Индии), где и завершил свое образование.

Шрила Бхактивинода Тхакур писал: «Уже в то время, когда еще был жив мой отец, меня занимали мысли о том – чем является этот  мир, и  – кто мы?  Эти два вопроса владели мною с десяти лет. Сегодня я полагал, что знаю ответ, а завтра — сомневался снова». 

Он оставался в грихастха-ашраме вплоть до нескольких последних лет своей жизни, но, тем не менее, вел жизнь маха-бхагаваты, подтвердив редким проповедническим подвижничеством и выдающимися богословскими трудами свое положение вечного спутника Шри Чайтаньи Махапрабху. До того как отречься от мира и всецело погрузиться в любовное служение Гаура-Гададхаре и Радха-Мадхаве, Бхактивинод Тхакур был магистратом и мировым судьей в священном городе Пури, что в Ориссе, на восточном побережье Индии. Во времена британского правления он снискал уважение и почет даже у англичан не только своей удивительной интуицией, позволявшей ему выносить безошибочные решения порой по ста судебным делам в день, но и как очень религиозный человек.

«Он занимал ответственный правительственный пост в окружном суде (высший суд), обеспечивая семью, воспитанную на принципах сознания Кришны. В то же самое время, он самыми разными способами служил Всевышнему Господу. Столь прекрасной была вся его жизнь! Практически весь день проработав в суде, он отдыхал всего четыре часа в сутки, а в полночь вставал и до самого утра посвящал себя литературному труду. Таким был режим его дня», - писал о нем Бхактиведанта Свами Прабхупада.

Режим дня был таким, что мало кто смог бы повторить это хотя бы неделю. Не упуская ни малейшей возможности для любовного служения Кришне, он каждый день следовал строгому расписанию. Он шел отдыхать примерно в восемь вечера, но поднимался уже через два часа, сразу включаясь в писательскую работу до четырех часов утра. Потом он отдыхал еще полчаса и уже до семи часов утра повторял джапу. С семи часов утра он полчаса просматривал почту, а с семи тридцати до девяти с половиной часов изучал священные шастры.

Шрила Бхактивинод Тхакур

Затем следовало омовение и принятие прасада, во время которого Бхактивинод Тхакур выпивал пару стаканов молока и съедал немного фруктов и пару пресных лепешек-чапати.

Ровно в 10 часов Бхактивинод Тхакур уже сидел в суде, с непостижимой легкостью и безошибочно решая порою довольно запутанные дела.

В час дня он отправлялся домой на короткий отдых, но в два снова возвращался в присутствие, продолжая рассмотрение тяжб и прочих дел до пяти вечера.

После окончания рабочего дня Бхактивинод Тхакур шел домой, чтобы на пару часов погрузиться в перевод шастр с санскрита на бенгали. Затем он опять совершал омовение, выпивал пару стаканов молока, съедал немного рису и чапати и в восемь часов шел спать.

Таким образом, Бхактивинод Тхакур тратил на сон всего 3 часа в сутки, а на духовную жизнь, предполагающую не только джапу, но также изучение писаний и их проповедь через писательский труд, уходили все остальные часы. Удивительно, но у него была еще и большая (по европейским меркам) семья. Но, несмотря на это, его перу принадлежит множество выдающихся произведений по философии и богословию бенгальского вайшнавизма. А еще в его многочисленной семье родился великий Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур.

Бхактивинод Тхакур получил дикшу от Шри Випин-вихари Госвами, духовного учителя в цепи ученической преемственности, идущей от Шри Джахнавы Маты. Затем он встретил Шрилу Джаганнатху даса Бабаджи, который даровал ему вдохновение и наставления.

Ценим ли мы бесценное время жизни, которая предназначена для того, чтобы понять главное – свою духовную сущность, – так, как его ценил Бхактивинод Тхакур?

Занимая престижный чиновничий пост, а также обладая широчайшей эрудицией и духовными качествами, Бхактивинод Тхакур оставался скромным, смиренным и дружелюбным человеком. Собирающие подаяния монахи всегда покидали его дом довольными и счастливыми. Он был доброжелательным человеком, никогда никому не завидовал и даже в спорах никогда не выражал своего недовольства. Он никогда не произносил ни слова, способного ранить чувства другого человека.

«Тхакур всегда был отважен и стремился помочь каждому. Сведя личные потребности к минимуму, он вел самую непритязательную жизнь», – рассказывал о нем один философ.

Вот как говорит о качествах, необходимых для роста в духовной жизни, сам Бхактивинод Тхакур в своей «Шаранагати».

«Вы должны быть постоянно погружены в воспевание славы Кришны. Совершая кришна-киртан, вы подчините контролю свой ум. Отбросьте ложную гордость. Воспринимайте себя как никчемных нищих. Ниже и скромнее соломы на улице. Прощайте всех, уподобляясь дереву. Отбросив всякое насилие по отношению к другим живым существам, поддерживайте их существование. На протяжении всей своей жизни никогда не причиняйте беспокойств другим. Но дарите им добро, делайте их счастливыми и забудьте о собственном счастье.

Биографы отмечают три выдающихся достижения Шрилы Бхактивиноды Тхакура.

  • Он написал 100 книг на темы духовной жизни.
  • Он обнаружил место явления Господа Чайтаньи.
  • И он ввел множество нововведений в искусство проповеди.

Помимо книг (на бенгали, ория и английском), вдохнувших новую жизнь в послание Шри Чайтаньи Махапрабху и объяснивших его, Бхактивинод Тхакур написал сотни поэм и песен, пропитанных духовными эмоциями и сиддханта-шастрой (философскими заключениями).

Его труды сделали сокровенные наставления Шри Чайтаньи Махапрабху доступными пониманию современного читателя, будучи изложены убедительным, проникнутым духом преданности языком.

Вот лишь некоторые из его уникальных произведений:  «Шри Кришна-самхита», «Кальяна-калпатару», «Шри Чайтанья-шикшамрита», «Шри Навадвипа-дхама Махатмья», «Джайва-дхарма», «Шри Харинама-чинтамани», «Бхаджана-рахасья», «Гита-мала», «Гитавали», «Шаранагати», комментарии на «Бхагавад-гиту» и «Чайтанья-чаритамриту».

Фильм даёт более глубокое понимание глобального влияния проповеди Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура и рассказывает о том, как его ученик А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада продолжил усилия своего гуру, проповедуя на Западе и открывая храмы Харе Кришна по всему миру.

Бхактивинод Тхакур стал автором четырех предсказаний

  • «Скоро появится личность, – писал он, – которая будет странствовать по всему миру и распространит наставления Господа Чайтаньи».
  • Второе его пророчество гласило: «Очень скоро воспевание харинама-санкиртаны распространится по всему миру. О, когда же настанет тот день, когда преданные Америки, Англии, Франции, Германии, России возьмут караталы и начнут петь Харе Кришна в своих городах?»
MAHA HARINAM - KIEV, UKRAINE 26 MAY 2018

Обработка видео...

  • Третье пророчество: «Когда же настанет тот день, когда светлокожие иностранцы приедут в Шри Маяпур-дхаму, присоединятся к бенгальским вайшнавам и запоют: «Джая Шачинандана! Джая Шачинандана!» Когда же настанет этот день?»
  • Бхактивинод Тхакур в своем труде «Навадвипа-дхама-махатмья» описывает предсказания великих святых – современников Шри Чайтаньи Махапрабху о будущем Майяпура. В этих предсказаниях говорится, что когда Господь Чайтанья покинет этот мир, по Его желанию Ганга выйдет из берегов, ее воды накроют Майяпур на сотни лет. Когда же вода отступит, тогда, по желанию Господа, Майяпур вновь проявится, и преданные (слуги Господа) начнут возводить Его храмы. Именно тогда появится один необычайно красивый храм, из которого вечное послание Господа Чайтаньи распространится по всему миру.
Предсказание Бхактивинода Тхакура - Маяпур ИСККОН

Обработка видео...

Майапур

Обработка видео...

ToVP 2018 Progress Report

Обработка видео...

The TOVP Master Plan

Обработка видео...

Грандиозный Храм в Майпуре последователи Шрилы Прабхупады и Бхактивинода Тхакура строят усилиями всего мира и закончат в 2022 г - официальный сайт

Надо отметить, как особый знак, что Шрила Прабхупада явился в этом мире именно в 1896 г., когда Бхактивинода Тхакур послал свои книги через океан. Воля Господа Чайтаньи, желание Бхактивинода Тхакура и милость Шрилы Сарасвати Тхакура позволили Абхаю Чаранаравинде Бхактиведанте Свами Прабхупаде распространить наставления Шри Чайтаньи и воспевание Харе Кришна по всему миру. И Прабхупада выполнил три предсказания Тхакура!

«Мы должны признать, что в своей изначальной форме движение сознания Кришны (ИСККОН)
было создано Шрилой Бхактивинодой Тхакуром», - сказал Шрила Прабхупада,
воздавая должное предыдущим ачарьям.

В 1996 г., через сто лет после того, как Бхактивинод Тхакур сделал свои знаменитые предсказания, три тысячи «светлокожих преданных» из Америки, Англии, Франции, Германии, России и пятидесяти других стран собрались в храме ИСККОН Чандродая Мандире в Маяпуре. Они присоединились к тысяче «бенгальских вайшнавов» и сотрясли вселенную пением «Джая Шачинандана, Джая Шачинандана, Джая Шачинандана, Гаура-хари». Вся слава Шриле Сатчитананде Бхактивиноде Тхакуру!

В 1914 г., в день ухода Шри Гададхары Пандита (воплощения Шри Радхи), Бхактивинод Тхакур вошел в вечные игры Гаура-Гададхары и Радха-Мадхавы. В Годрумадвипе (Навадвипа) Шри Шри Гаура-Гададхара, Божества Бхактивинода Тхакура ждут вайшнавов, чтобы благословить их в Свананде-сукхада-кундже. В нитья-враджа-лиле Радха-Мадхавы Бхактивинод Тхакур, будучи манджари Камалой, служит Шримати Радхарани. Его пушпа-самадхи находится в его бхаджан-кутире у Радха-кунды.

Шрила Бхактивинода Тхакур покорил сердца бенгальцев и привлек их к Вайшнавизму милостью своей трансцендентной личности, силой  литературного дара  и широкой проповедью. О его уходе скорбела вся Бенгалия, однако Вайшнавы знали, что миссия Бхактивиноды Тхакура будет продолжена  его достойным последователем, Прабхупадой Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакурой.